Разное
Веруйте в свет, да будете сынами света (Ин.12:36)
В основе христианского мировоззрения лежит светлый взгляд на жизнь. Христианство есть религия жизнеутверждающая, призывающая людей к свету и совершенству.

Христианская мораль – мораль становления человеческой личности, возрождаемого человека. Она возводит к совершенству и вместе с тем побуждает вырваться из рамок замкнутого индивидуализма и слить свою жизнь с жизнью всего человечества.
Мы не можем на нескольких страницах перечислить все заповеди Христа о совершенстве личных свойств человека.
Приведем несколько основных и самых характерных:
Блаженны чистые сердцем...
Блаженны алчущие и жаждущие правды...
Блаженны милостивые...
Блаженны миротворцы...
Блаженны гонимые за правду...
Заповеди, подобные этим, краткие, как афоризмы, по форме, но глубокие по содержанию, заполняют все Евангелие: Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный (Мф.5:48).

Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк.6:36). Познаете истину и истина сделает вас свободными (Ин.8:32). Веруйте в свет, да будете сынами света (Ин.12:36).

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они, видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5:16).
В основе христианской морали лежит учение Христа о любви к человеку. В своих беседах Христос говорит ученикам: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас... По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:34-35).

Но что значит подлинно любить человека? Все возвышенное трудно поддается логическому определению. Как сказать, что такое христианская жизнь в любви, если сила ее проявляется больше всего в терпении? Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует и никогда не превозносится, Любовь не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается и не мыслит зла. Любовь покрывает собой множество недостатков и противоречий; не потворствует, но, прикрывая, изживает. Где любовь, там всегда доверие, где любовь, там всегда и надежда. Любовь все переносит, потому что сильна. Истинная любовь постоянна, не иссякает и некогда не перестает.
Этот гимн любви прозвучал впервые в устах первых апостолов христианства. Мы привели его целиком словами святого апостола Павла: Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью, - писал он римским христианам, в почтительности друг друга предупреждайте (Рим.12:10).

Именно любовь – ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного – любви к человеку. Даже самое дорогое, что есть для христианина, - вечная жизнь – обусловливается тем, любил ли человек в жизни своей людей, как братьев своих. Святой апостол Иоанн Богослов учил: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти (1 Ин.3:14). Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин.4:20).

С особой силой говорит об этом апостол Павел: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру... а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор.13:1-4)
Около двух тысяч лет назад евангельская проповедь о любви к человеку, подобно молнии, озарила древний мир. Евангелие принесло в мир новые духовные ценности: веру, надежду, любовь. Но любовь, по словам апостола, - больше. Она есть совокупность совершенств!

Христианская религия требует от человека постоянного восхождения. Требование служения людям пронизывает все Евангелие. Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф.20:28).
Христос учил: Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф.20:25-26).

На прощальном вечере Христос Сам омыл ноги своим ученикам. Поясняя Свой поступок, Он сказал: Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. (Ин.13:14). Это пример того, как сильные мира сего должны служить человечеству. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал.6:2).
Евангелие требует скромности в делах любви, которая несовместима с лицемерием. Когда творишь милостыню, не труби перед собою... Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф.6:2-4).

В христианской религии большое значение имеют праздники и посты, которые основаны на Священном Писании. Обращаясь к людям, пророк Исаия говорит: Таков ли пост, который Я избрал, (то есть Господь установил) день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубища и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом. (Ис.58:5-8).Таково было понимание поста еще в древние времена.

А вот что говорит тот же пророк о праздниках:
Если ты удержишь ногу твою (то есть поступки) ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним... не будешь заниматься обычными твоими делами... то будешь иметь радость в Господе (Ис.58:13-14). (Еврейское слово «суббота» означает «покой». У христиан вместо субботы празднуется воскресенье).

Книжники фарисеи укоряли Христа за то, что он нарушал субботу. Они полагали, что можно служить Богу, забывая о человеке. Но Христос им сказал: Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк.2:27). Эта идея пронизывает все Евангелие. Человечность – это есть основа христианской религии.

Святитель Лука Крымский (Ясенецкий - Войно).
«Христианское учение о любви к человеку»

Оригинал взят у dr_serbskij в Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий

Архиепископ Лука (в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), русский хирург, профессор медицины и духовный писатель, родился 9 мая 1877 года в Керчи, в семье провизора из обедневшего польского дворянского рода.
Его судьба, представляющая собой соединение служения Богу с успешной научной деятельностью, уникальна. В ряде источников приводится диалог:

«На правительственном приёме И.Сталин спросил епископа Луку:
– Ну, что, хирург, ты много операций сделал, а видел ли ты когда-нибудь человеческую душу?
– Мне много раз приходилось делать операции на голове и вскрывать черепную коробку, но я никогда не видел ума. А мы знаем, что ум существует, – ответил епископ Лука».

Он был четвёртым из пятерых детей. Дед его держал мельницу, жил в курной избе и ходил в лаптях. Отец, Феликс Станиславович, получив образование провизора, открыл свою аптеку в Керчи. Серьёзное увлечение проблемами простого народа привело юношу к толстовству: он спал на полу на ковре и ездил за город косить рожь вместе с крестьянами. В семье это восприняли резко негативно, пытались вернуть его к официальному православию. В 1897г. (в 20 лет) Валентин писал Толстому с просьбой повлиять на свою семью, а также просил разрешения уехать в Ясную Поляну и жить под его присмотром.
( Свернуть )


После прочтения запрещённой в России книги Толстого «В чём моя вера» разочаровался в толстовстве, но сохранил некоторые толстовско-народнические идеи.

В 1889 году семья переехала в Киев, где Валентин окончил гимназию и художественную школу. После окончания гимназии и Киевского художественного училища учился живописи в Мюнхене.

В 1898 году стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Учился прекрасно, был старостой группы, особенно преуспевал в изучении анатомии: «Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». После выпускных экзаменов, ко всеобщему удивлению, заявил о намерении стать земским врачом:
- «Я изучал медицины с исключительной целью: быть всю жизнь земским, мужицким врачом»
.


Устроился работать в Киевский медицинский госпиталь Красного Креста, в составе которого в 1904 году отправился на Русско-Японскую войну.
Работал в эвакуационном госпитале в Чите, заведовал хирургическим отделением и получил большую практику, делая крупные операции на костях, суставах и черепе.


Работал земским врачом в Симбирске, Ардатове (около 20000 человек в уезде + ежедневная обязанность посещать больных на дому, при том, что радиус поездок мог составлять до 15 вёрст!)



В ноябре 1905 года семья переехала в Курскую губернию. Время приезда совпало с развитием эпидемии брюшного тифа, кори и оспы. Молодой врач пользовался большим авторитетом, к нему обращались крестьяне всей Курской и соседней Орловской губернии.


В конце 1907 года Валентин Феликсович был переведён в Фатеж, где исправник-черносотенец добился его увольнения за отказ прекратить оказание помощи пациенту и явиться по его срочному вызову. Валентин Феликсович одинаково относился ко всем людям, не различая их по положению и достатку. В докладах "наверх" он был объявлен «революционером».

Осенью 1908 года поступил в экстернатуру при московской хирургической клинике

В 1909 г. Валентин Феликсович стал главным врачом больницы села в Саратовской губернии. Его врачебный участок по площади составлял около 580 квадратных вёрст, с населением до 31 тысячи человек. Записывал результаты своих работ, составляя научные труды, которые публиковались в журналах «Труды Тамбовского физико-медицинского общества» и «Хирургия».



В1910 году Войно-Ясенецкий стал главным врачом больницы Переславль-Залесского, а затем возглавил

и фабричную, и уездную больницы, а также военный госпиталь.

В 1915 году издал в Петрограде книгу «Регионарная анестезия» с собственными иллюстрациями.
В 1916 году Валентин Феликсович защитил эту работу как диссертацию и получил степень доктора медицины.

В 1916г. у жены обнаружили туберкулёз лёгких и Войно-Ясенецкие уехали на юг, где работал главным врачом Ташкентской городской больницы и профессором Среднеазиатского государственного университета. В Ташкенте в 1917г. происходили уличные перестрелки, в больницы поступало много раненых.
В 1919 произошло антибольшевистское восстание под руководством К. П. Осипова. После его подавления на горожан обрушились репрессии. В больнице лежал тяжелораненый казачий есаул и Валентин Феликсович отказался выдавать его красным и тайно лечил, укрывая на своей квартире за что был арестованы, но до рассмотрения дела их заметил один из известных деятелей Туркестанской ячейки РКП (б), который знал Валентина Феликсовича в лицо. Он расспросил их и отправил обратно в больницу. Валентин Феликсович, вернувшись в больницу, распорядился готовить больных к операции, как будто ничего не случилось.


Арест мужа нанёс здоровью Анны Васильевны серьёзный удар, болезнь резко усилилась, и в конце октября 1919 года она скончалась. Две ночи после кончины Валентин Феликсович читал над гробом Псалтирь. Он остался с четырьмя детьми, старшему из которых было 12, а младшему - 6 лет.

Несмотря на всё, Валентин Феликсович вёл активную хирургическую практику и способствовал основанию в конце лета 1919 года Высшей Медицинской школы, где преподавал нормальную анатомию. В 1920 году был образован Туркестанский Государственный Университет и Войно-Ясинецкий согласился возглавить кафедру оперативной хирургии. Валентин Феликсович тяжело переживал кончину своей жены, считая, что эта смерть была угодна Богу. После этого его религиозные взгляды укрепились:

«Неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной — по национальности татарин — сказал хирургу: „Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?" Последовал ответ: „Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины"»

— Две грани одной судьбы

В 1920г. епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий (Пустынский) предложил Валентину Феликсовичу стать священником, на что он сразу согласился.

И в больницу, и в университет отец Валентин стал приходить в рясе с крестом на груди, кроме того он установил в операционной иконы Божьей Матери и стал молиться перед началом операции.
Отец Валентин был назначен четвёртым священником собора, служил только по воскресеньям и на него легла обязанность проповеди.
Летом 1921 года в Ташкент были доставлены раненые и обожжённые красноармейцы. За несколько суток пути в жаркой погоде у многих из них под повязками образовались колонии из личинок мух. К утру между пациентами клиники ходил слух о том, что врачи-вредители гноят раненых бойцов, у которых раны кишат червями. Чрезвычайная следственная комиссия арестовала всех врачей, включая профессора П. П. Сиотковского. Начался скорый революционный суд, на который были приглашены эксперты из других лечебных учреждений Ташкента, в том числе профессор Войно-Ясенецкий.

Стоявший во главе ташкентского ЧК латыш Я. Х. Петерс, решил сделать суд показательным и сам выступал на нём общественным обвинителем. Когда слово получил профессор Войно-Ясенецкий, он решительно отверг доводы обвинения:
«Никаких червей там не было. Там были личинки мух. Хирурги не боятся таких случаев и не торопятся очистить раны от личинок, так как давно замечено, что личинки действуют на заживление ран благотворно».
Тогда Петерс спросил:

— Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

Отец Валентин ответил:

— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?

Следующий вопрос:

— Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы его видели, своего Бога?

— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.



Лука написал завещание, в котором призывал мирян оставаться верными Патриарху Тихону, противостоять церковным движениям, выступающим за сотрудничество с большевиками (оно было передано на волю через верующих сотрудников тюрьмы):

«… Завещаю вам: непоколебимо стоять на том пути, на который я наставил вас. …Идти в храмы, где служат достойные иереи, вепрю не подчинившиеся. Если и всеми храмами завладеет вепрь, считать себя отлучённым Богом от храмов и ввергнутым в голод слышания слова Божьего.

…Против власти, поставленной нам Богом по грехам нашим, никак нимало не восставать и во всём ей смиренно повиноваться»



. Вот фрагмент допроса епископа Луки:

«… Я тоже полагаю, что очень многое в программе коммунистов соответствует требованиям высшей справедливости и духу Евангелия. Я тоже полагаю, что власть рабочих есть самая лучшая и справедливая форма власти. Но я был бы подлым лжецом перед правдой Христовой, если бы своим епископским авторитетом одобрил бы не только цели революции, но и революционный метод. Мой священный долг учить людей тому, что свобода, равенство и братство священны, но достигнуть их человечество может только по пути Христову – пути любви, кротости, отвержения от себялюбия и нравственного совершенствования. Учение Иисуса Христа и учение Карла Маркса – это два полюса, они совершенно несовместимы и потому Христову правду пожирает тот, кто, прислушиваясь к Советской власти, авторитетом церкви Христовой освящает и покрывает все её деяния»



.

В заключении изложены выводы следствия и обвинения:
1. Невыполнение распоряжений местной власти – продолжение существования союза приходов, признанный местной властью незаконным;
2. Агитация в помощь международной буржуазии – распространение обращения Патриарха Сербии, Хорватии и Словенского королевства Лазаря, говорящего о насильственном свержении Патриарха Тихона и призывающее поминать в Королевстве Сербии всех «пострадавших» и «принявших муки» контрреволюционеров;
3. Распространение ложных слухов и непроверенных сведений союзом приходов, дискредитирующих Советскую власть – внушение массам якобы неправильного осуждения Патриарха Тихона.
4. Возбуждение масс к сопротивлению постановлениям Советской власти – рассылкой воззваний союзом приходов.
5. Присвоение незаконно существующему союзу приходов административных и публично правовых функций – назначение и смещение священников, административное управление церквями.
Учитывая политические соображения, слушание дела гласным порядком было нежелательным, поэтому дело было передано в комиссию ГПУ. Именно в Ташкентской тюрьме Валентин Феликсович закончил первый из «выпусков» (частей) давно задуманной монографии "Очерки гнойной хирургии". В нём шла речь о гнойных заболеваниях кожных покровов головы, полости рта и органов чувств.

С 1923 по 1933г. и с 1937 по 1943г многократно подвергался арестам и административным ссылкам.

После освобождения в ноябре 1933 он ездил в Москву, где надеялся основать НИИ гнойной хирургии, но получил отказ наркома здравоохранения Фёдорова. Тем не менее, Войно-Ясенецкий сумел добиться публикации «Очерков Гнойной Хирургии», которая должна была состояться в первом полугодии 1934 года. Весной 1934 года, Войно-Ясенецкий возвращается в Ташкент, а затем переезжает в Андижан, где оперирует, читает лекции, руководит отделением Института неотложной помощи. Здесь он заболевает лихорадкой паппатачи, грозящей потерей зрения (осложнение дало отслойку сетчатки левого глаза). Две операции на левом глазу не принесли результата, владыка слепнет на один глаз. Осенью 1934 года издал монографию «Очерки гнойной хирургии», которая приобрела мировую известность. Несколько лет профессор Войно-Ясенецкий возглавлял главную операционную в Институте неотложной помощи Ташкента. Он мечтал об основании института гнойной хирургии, чтобы передать громадный врачебный опыт.

На Памире во время альпинистского похода заболел бывший личный секретарь В. И. Ленина Н. Горбунов. Для его спасения в Сталинабад был вызван доктор Войно-Ясенецкий. После успешной операции Валентину Феликсовичу было предложено возглавить Сталинабадский НИИ; он ответил, что согласится только в случае восстановления городского храма, в чём было отказано.

С 1941 года профессор стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главный хирург эвакогоспиталя. Он работал по 8-9 часов и делая 3-4 операции в день.В начале 1943 года епископ Лука был назначен архиепископом Красноярским и Енисейским. На этом посту он сумел добиться восстановления одной маленькой церкви в 5 километрах от Красноярска. В 1944г Военный госпиталь переехал в Тамбов, и Лука возглавил Тамбовскую Кафедру. Добился восстановления Покровской церкви в Тамбове.

В декабре 1945 года награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В начале 1946 года постановлением СНК СССР с формулировкой «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии», законченном в 1943 году и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов», опубликованном в 1944 году», профессору Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени в размере 200000 рублей, из которых 130 тысяч рублей он передал на помощь детским домам.


С 1946 г. профессор Войно-Ясенецкий в Симферополе. В 1947 г. стал консультантом Симферопольского военного госпиталя, где проводил показательные оперативные вмешательства. Стал читать лекции для практических врачей Крымской области в архиерейском облачении, из-за чего они были ликвидированы местной администрацией. В 1949 году начал работу над вторым изданием «Регионарной анестезии», которое не было закончено, а также над третьим изданием «Очерков гнойной хирургии».

В 1955 году ослеп полностью, что вынудило его оставить хирургию. С 1957 года диктует мемуары. В постсоветское время вышла автобиографическая книга «Я полюбил страдание…». В 1957 года избран почётным членом Московской духовной академии. В 1958 году писал: «.. как трудно мне было плыть против бурного течения антирелигиозной пропаганды и сколько страданий причинила она мне и доныне причиняет». Активно вёл проповеди:

"Вы скажете, правительство вам, христианам, нанесло вред. А вспомните древние времена, когда ручьями лилась кровь христиан за нашу веру. Этим только и укрепляется христианская вера. Это всё от Бога. . .

Пройдёт ещё много десятков лет, прежде чем наша жизнь будет вполне нормальной. "


Умер Войно-Ясенецкий в сане архиепископа Крымского и Симферопольского 11 июня 1961 года в Симферополе.

Валентин Феликсович провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 года. В августе того же года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания:
в 2000 году память — 29 мая по юлианскому календарю.
Четыре статьи обвинения были сняты, пятая судимость осталась.
СВЯТОСТЬ И ГНУСНОСТЬ: профессор Войно-Ясенецкий и не хотел никакой "славы" в пользу РПЦ

Яков Кротов
Некая Светлана Шумило из Чернигова написала в блоге еп. Игоря, будто владыка Лука Войно-Ясенецкий (великий хирург, спасший жизнь тысячам людей, а своим учебником гнойной хирургии - сотням тысяч) - мерзкий стукач. Цитирую:
"Лука Войно-Ясенецкий - бывший священник Катакомбной Церкви, который в лагерях был сломлен настолько, что во время войны и после он уже добровольно и искренне служил сталинскому режиму, публично его восхваляя, а бывших своих собратьев, катакомбных священников и мирян, он без зазрения совести выдавал НКВД, веря, что делает благое дело. Несколько лет назад в одной из книг, посвященной Луке Войно-Ясенецкому, были опубликованы документы о том, как он сдавал собратьев. Потомкам палачей есть, чем гордиться и кого канонизировать".

( Свернуть )

Я попросил г-жу Шумило уточнить, кого именно "сдал" еп. Лука. Она пока не привела ни одного документа, лишь обещала написать в Леснинскую обитель, где якобы хранится книга с этими документами. Однако, у себя в блоге она уже написала так:
"Нечаянно ввязалась в полемику со свящ. Яковом Кротовым о святости\не-святости еп. Луки Войно-Ясенецкого. Сегодня прошлась по новостям и с удивлением обнаружила, что не одну меня в эти дни постигла такая печальная участь: разные люди разных юрисдикций одними и теми же словами (еп. Лука свят, а вы - грешники, стыдитесь. И никакие ваши документы ничего нам не докажут) нападают на ИПХ, не столько доказывая его святость, сколько упрекая нас всех в нецерковности, дерзости... ну и прочих грехах. Что за эпидемия?.."

Так вот - я не полемизирую о святости еп. Луки. Я требую документов, подтверждающих обвинение его в стукачестве. И заявлять, что я заранее отвергаю документы - странно. Я только их и прошу. "Стыдно" - это именно я, действительно, г-же Шумило написал, потому что её слова, будто еп. Луки "искренне" служил сталинскому режиму - целиком на её совести. Чем это пани замерила искренность человека, жившего задолго до ее рождения?

Что до ИПХ, то ничего против этой юрисдикции не имею, знаю о ее украинских филиалах мало (скорее уж, владыка Basil Lourié может что-то прояснить об их святости). На мой взгляд, то, что г-жа Шумило заявляет, будто я не её лично критикую, а юрисдикцию, членом которой она является, - странный полемический прием. Надеюсь, что безосновательное обвинение еп. Луки в стукачестве - личное дело г-жи Шумило, а не какой-либо юрисдикции.

Когда г-жа Шумило сослалась на то, что о стукачестве Войно-Ясенецкого говорил еп. Лазарь Журбенко, живший, по ее выражению, с еп. Лукой "примерно в одно время", я мог лишь пожать плечами. Войно родился в 1877 году, Журбенко - в 1930-м. Журбенко - священник Московской Патриархии, которого после двух лет служения на приходе оттуда выгнали, и он пошел в "катакомбники". Подвизался и в Крыму - видимо, тут он и начал поливать грязью еп. Луку, который тоже ведь в Крыму епископствовал. Что он был рукоположен в МП, его почитатели теперь тщательно скрывают - говорят, что он был рукоположен еп. Вениамином (Новицким), исповедником (действительно, исповедник; это он подарил о. Глебу Якунину крест, который жириновцы в думе сорвали), а что Новицкий был в МП - умалчивают. Такие вот манипуляции с историей.

Если кто-нибудь подскажет, откуда растет слух про стукачество еп. Луки - буду признателен. Пока в сухом остатке - упоминание еп. Луки в отчете уполномоченного по Крыму, что Войно жаловался на некоего незарегистрированного священника, что тот самочинно совершает требы. Это, конечно, владыку Луку не красит, но это, во-первых, нуждается в проверке, во-вторых, это далеко не то, что "сдавал священников".
А освящение халатов на мощах еп. Луки - конечно, дикость. Но уж такой дикости - суеверного, магического отношения к материальным объектам - думаю, и вне МП, в том числе, в ИПХ, не меньше, хотя и в менее шокирующих формах.

Магизм, между прочим, и в отношении к "святости" как некоей сверхъестественной силе. Господь Иисус говорит чётко: одесную Бога будут помогавшие людям, а не те, кто всего лишь призывал Имя Божие. Епископ Лука Войно-Ясенецкий уже потому одесную Бога, что вылечил тысячи людей. А вот те, кто надеется войти в Царство Божие лишь потому, что они прокляли Московскую Патриархию, явно переоценивают значение своего героизма.

Basil Lourié
дорогой отче, тут три момента: 1. " в отчете уполномоченного по Крыму, что Войно жаловался на некоего незарегистрированного священника, что тот самочинно совершает требы" — мне тоже неизвестно о других документах, но разве этого мало? если это не донос (уполномоченный, конечно, не был сотрудником КГБ, а вот что он прочитал этот текст и просто воздохнул в сердце своем — это вряд ли; главное, вряд ли на это рассчитывал автор "не-доноса"). 2. если В.-Я. не был искренен в своих дифирамбах Сталину (отчасти и в ЖМП опубликованных; только не просите меня искать ссылку), то это ведь хуже, а не лучше. мы про него думаем лучше, поэтому считаем, что он был искренен. 3. содержание его религиозной веры известно из его книги "Дух, душа и тело". к христианству это имеет еще меньше отношения, чем "Столп и утверждение Истины" (там совершенно откровенный оккультный бред). — вот и все наши претензии. а что человек был хороший и героический даже — так никто ведь и не спорит. если понимать святость в каком бы то ни было гуманистическом смысле, то он, конечно, святой.

Яков Кротов
Дорогой владыко, про "напоили Меня" - это гуманистический бред Господа Иисуса Христа. Я понимаю, что с Вашей точки зрения - как и с точки зрения, к примеру, патр. Кирилла или о. Георгия Кочеткова или Кураева - я нехристь, но у меня-то другая точка зрения на себя, любимого. smile emoticon В любом случае, я не обсуждаю вопрос о святости или ортодоксальности (если владыка Лука - оккультист, то я предпочту быть оккультистом, а не "истинно православным"), а лишь слова "бывших своих собратьев, катакомбных священников и мирян, он без зазрения совести выдавал НКВД" - не заявление уполномоченному об одном священнике (не возымевшее, судя по тексту, ни малейших последствий), а во множественном числе - "священников и мирян". Разница, на мой взгляд, абсолютно принципиальна. И свидетельство уполномоченного - не тот текст, безукоризненность которого несомненна. Кстати, бумага уполномоченного опубликована недавно, а вот поносные речи о еп. Луке - раньше появились, и на документах не основаны. Так что мой вопрос остаётся - в какой книге на какой странице опубликованы доносы вл. Луки? Или, если таковых документов нет, с какого года и кто начал распространять слухи о его "доносительстве"?

Яков Кротов
На что "рассчитывал" владыка Лука, можно определить только, познакомившись с его подлинными словами. Презумпция невиновности и в истории - презумпция невиновности. Вполне возможно, что уполномоченный беседовал с Лукой о необходимости не допускать треб на дому, Лука попытался отбрехаться - мол, эти требы только незарегистрированные совершают - уполномоченный потребовал привести пример... Меня интересует строго не владыка Лука, а фраза "бывших своих собратьев, катакомбных священников и мирян, он без зазрения совести выдавал НКВД, веря, что делает благое дело". Если из одной фразы уполномоченного вырастили вот это - это гнусно и стыдно. А уж ссылаться на "свидетельство" Журбенко - это, знаете ли, классическое "оцеживая комара, поглощать верблюда".

Яков Кротов
Я просто удивляюсь, как человек, тщательно анализирующий тончайшие различия в словоупотреблении слова "ипостась", почему-то вдруг не реализует свои аналитические способности при анализе различий между "бывших своих собратьев, катакомбных священников и мирян, он без зазрения совести выдавал НКВД, веря, что делает благое дело" и куцым "уполномоченный ссылался на еп. Луку как на источник сведений о незарегистрированном священнике". Готтентотская какая-то герменевтика получается...

Цитаты Лука (Войно-Ясенецкий) Советуем популярный последний Добро ( 3 ) „Идите через врата узкие, путём каменистым и тернистым, не боясь страданий, ибо они рождают добро. Страдающий освобождается от зла." — Лука (Войно-Ясенецкий) О страданиях 3 „Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое." — Лука (Войно-Ясенецкий) О людях 4 Реклама „Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я как Православный Христианин и Русский Патриот низко кланяюсь Сталину." — Лука (Войно-Ясенецкий) О мире 4 „Для хирурга не должно быть «случая», а только живой, страдающий человек." — Лука (Войно-Ясенецкий) 4 „В жизни есть только два пути — путь добра и путь зла, и каждый выбирает один из них." — Лука (Войно-Ясенецкий) О пути 4 „Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу." — Лука (Войно-Ясенецкий) О душе, О страданиях 4 „Считаю своей главной архиерейской обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе." — Лука (Войно-Ясенецкий) 1 „— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога? — Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил." — Лука (Войно-Ясенецкий) "Я полюбил страдание..." Автобиография Из выступления на суде по "делу врачей" в Ташкенте, 1921 г. О Боге, О войне, О вере 2
Награды



Церковные:



  • право ношения креста на клобуке (февраль 1945)


Светские:



  • медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
  • Сталинская премия I степени (февраль 1946, за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах "Очерки гнойной хирургии" и "Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов").




Труды





Основные медицинские труды





  1. "Невроматозный элефантиаз лица, плексиформная неврома". "Хирургия", 1908.
  2. "О способах анестезии, наиболее удобных в земской практике". "Врачебная газета", 1908.
  3. "Случай ретроградного ущемления кишечной петли в паховой грыже". "Хирургия", 1908.
  4. "Регионарная анестезия при операциях шеи, языка и верхней челюсти". "Труды Московского хирургического общества 1909.
  5. "Регионарная анестезия". (Труды Тамбовского физиологического медицинского общества 1909 г.).
  6. "Кровяная саркома ребра". "Хирургия", 1910.
  7. "Об оперативном лечении переломов позвоночника". "Хирургия", 1910.
  8. "Отчет о хирургической работе Романовской земской больницы за 1909-1910 гг.".
  9. "О первом остром остеомиелите позвоночника". "Хирургия", 1911.
  10. "Двустороннее повреждение блуждающего нерва". "Хирургия", 1911.
  11. "Zweiter Fall von vorubergehender Erblindung nach Novocain Adrenalininjektion in Augenhohle", Zentrablatt fur Chirurgie 1911.
  12. "Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы". 1911.
  13. "Litungsanasthesie des nervus ischiaticus", Zentralblatt fur Chirurgie 1912.
  14. "Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы". 1912-1913 гг.
  15. "Регионарная анестезия седалищного и срединного нервов". (Труды XII съезда русских хирургов 1912 г.).
  16. "Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы". 1914.
  17. "К казуистике оперативного лечения опухолей мозга". (Труды Киевского хирургического общества, 1914 г.).
  18. "Регионарная анестезия кисти руки". (Врачебная газета, 1915).
  19. "Регионарная анестезия". (Докторская диссертация), за которую присуждена премия Хайницкого. СПБ, 1915.
  20. "Кариозные процессы в реберных хрящах и их оперативное лечение". "Вестник хирургии" за 1923 г.
  21. "Uber das Unterbinden der Gefa?e bei Extirpation der Milz", Zeitschift fur Chirurgie 1923.
  22. "Артротомии при гнойных воспалениях больших суставов". "Вестник хирургии" 1924.
  23. "Топография паховых и наружных подвздошных лимфатических желез и техника оперативного удаления их." Туркмен. медицин. журнал т. I, № 2.
  24. "Опасности способа Мамбург,а". Туркмен. медицин. журнал т. I, № 7.
  25. "Лечение гнойных воспалений катаплазмами Вальневой". (Неизвестно где напечатана. Указана в списке трудов проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого в статье В.А. Полякова). "Хирургия", 1957, № 8, с. 127-135.
  26. "Очерки гнойной хирургии". I-е издание, 1934.
  27. "Наш опыт лечения огнестрельного остеомиелита в госпиталях глубокого тыла". 1943.
  28. "Очерки гнойной хирургии". 2-е издание, 1943.
  29. "Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов". Москва, 1944.
  30. Разрез, без которого нельзя вылечить гнойный коксит". Госпитальное дело, 1944.
  31. "О раневом сепсисе". (Сборник трудов Воронежского военного округа, 1945).
  32. "О гематогенном остеомиелите". 1946-1947.
  33. "О лечении хронических эмпием плевры после огнестрельных ранений". 1947.
  34. "Патогенез и терапия мозолей". "Советская медицина" 1953, № I.
  35. "Очерки гнойной хирургии". 3-е издание, 1956.

Святитель Лука Крымский Всего трудов печатных и на машинописи по медицине насчитывается у архиепископа Луки около шестидесяти, в том числе доклады в ученых обществах и годовые отчеты по хирургической работе.

Публицистика и богословские труды, печатные и рукописные.
  1. "Кровавый мрак фашизма". "ЖМП" 1943, № 4, с. 24, 25.
  2. "Праведный суд народа". "ЖМП" 1944, № 2, с. 26-28.
  3. "Память Святейшего Патриарха Сергия". "ЖМП" 1944, № 8, с. 17, 18.
  4. "Бог помогает народам СССР в войне против фашистских агрессоров". "ЖМП" 1944, № 4, с. 21, 22.
  5. "Слово на второй день Пасхи на литургии". "ЖПМ" 1945, № 6, с. 44-47.
  6. "Возмездие совершилось". "ЖПМ" 1946, ? I, с. 28, 29.
  7. "Слово в Великую Пятницу". "ЖМП" 1946, № 5, с. 22, 23.
  8. "К миру призвал нас Господь". "ЖМП" 1947, № I, с. 61-64 ( с портр.).
  9. "О духе, душе и теле". (120 страниц машинописи).
  10. "О любви".
  11. "О зле и страдании".
  12. "Защитим мир служением добру". "ЖМП" 1950, № 5, с. 32, 33.
  13. "Рассуждение о правде и лжи". "ЖМП" 1951, № 5, с. 8-11.
  14. "О посылке Иоанном Крестителем своих учеников к Господу Иисусу Христу с вопросом, Он ли Мессия". (Запрещена и не печаталась).
  15. "О искушении Господа диаволом в пустыни". "ЖМП" 1953, № 2, с. 37-41.
  16. "О догмате искупления". (Это сочинение послано только в Московскую духовную академию).
  17. "10 томов проповедей, в общей сложности около 4500 страниц машинописи. Прот. А. Ветелев, проф. гомилетики назвал их исключительным событием в современной церковно-богословской жизни" и "сокровищницей изъяснения Священного Писания".
  18. "Психология евреев современников Господа Иисуса Христа".
  19. "Позор".
  20. "Размышление о притче о милосердном самарянине". Рукописный том Тамбовский проповедей. Три тома симферопольских проповедей. (Машинопись).
  21. Slovo na Passii, in: ZMP 1971, 4, 40-41.
  22. Slovo v den' Pjatidesjatnicy, in: ZMP 1971, 6, 49-50.
  23. "Ne sudite, da ne sudimy budete", Predigt, in: ZMP 1982, 4, 40.
  24. Slovo na paschal'noj vecere, in: ZMP 1977, 4, 27-28.
  25. Das Reich Gottes ist inwending in euch, in: Std0 1971, 7, 36-38.
  26. Wort zur Verklarung des Herrn, in: Std0 1971, 8, 43-44.
  27. "Ich bin der Weinstock", Predigt, in: Std0 1971, 10, 23-25.
  28. Memuary, in: Nadezda. Christianskoe ctenie, vyp. 3 (1979) 66-138.
  29. O vospitanii detej, in: Nadezda vyp. 6 (1980) 261-270.
  30. Sermon, in: Religion in Communist Lands 7 (1979) 2, 102-103.
  31. Extracts from the Spirit, the Soul and the Body, ebda 104-105.
  32. Duch, dusa i telo. Foyer Oriental Chretien, Brussel 1978, 183 S.
  33. Slovo na vtoroj den' Svjatoj Paschi, in: ZMP 1984, 4, 29-31.
В миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился 27 апреля 1877 г. [2] в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны Войно-Ясенецких. Отец его был был ревностным католиком, часто ходил в костел и подолгу молился дома, но своих домашних не принуждал принимать католицизм. Мария Дмитриевна была по рождению православной, хотя в церковь не ходила, молилась дома. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Валентин был третьим из пятерых детей.

Все дети профессора пошли по его стопам и стали медиками: Михаил (1907—1993) и Валентин (1913—1992) стали докторами медицинских наук; Алексей (1909—1985) — доктором биологических наук; Елена (1908—1971) — врачом-эпидемиологом.

Внуки и правнуки тоже стали учёными, Ольга Валентиновна Войно-Ясенецкая стала создателем Одесского областного патологоанатомического бюро, Алексей Валентинович Войно-Ясенецкий стал профессором, д.м.н., урологом, директором центра урологии. Внук Владимир Лисичкин — экономист, депутат Государственной думы РФ, инициатор процесса реабилитации деда и автор книги о нём «Лука, врач возлюбленный» (2009).

5 книг о святителе Луке

11 июня — день памяти святителя Луки Войно-Ясенецкого Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) (1877–1961) — епископ Русской Православной Церкви; с мая 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский; выдающийся духовный писатель, доктор богословия, хирург, доктор медицинских наук, автор работ по анестезиологии. Был канонизирован Русской Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в 2000 году.

В день памяти святителя «Фома» рассказывает о новых книгах, посвященных архиепископу Луке, а также о некоторых новых изданиях его работ.



  1. «О вере, Христе и науке. Мысли и слова свт. Луки Войно-Ясенецкого»





Как соотносятся вера и наука? Возможно ли их сосуществование? Здесь собраны мысли святителя Луки Войно-Ясенецкого, посвященные этой проблеме, а также цитаты о самом главном — о сострадании, жизни и смерти, любви, смирении и многом другом, волнующем каждого человека.

Цитаты

«Именно любовь — ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного — любви к человеку. Даже самое дорогое, что есть для христианина, — вечная жизнь — обусловливается тем, любил ли человек в жизни своей людей, как братьев своих».

«Христианство — это не культ страдания, не культ пассивного терпения. Христианский крест есть символ мужества, преодолевающего страдания, символ подвига, совершаемого в борьбе за правду. Способность добровольно идти на жертву для спасения других говорит о силе духа, а не о слабости и пассивности. Христианство никогда не восхваляло страдания как нечто необходимое само по себе и никогда не рассматривало их как самоцель».

«Источники света бывают разные — яркие, как солнце, луна и звезды; слабые, как коптящая свеча или лампа; малые искры, светящиеся слабым светом. Но все же этот свет, все же это благословение от Бога. Всякий малый свет угоден Богу, и таким малым светом может светить каждый из вас в окружающей тьме. Своей добротой, своей лаской и приветливостью, своим милосердием, святой любовью своей и благочестием вы можете светить в этом мире».



  1. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) «Дух, душа и тело»





«Дух, душа и тело» — книга, в которой святитель Лука подробно и доступно разъясняет разницу этих трех понятий, значимых для каждого верующего человека. Архиепископ рассуждает о сущности христианской религии, касается вечных, непреходящих вопросов. Также в своей работе святитель высказывает свою необычную точку зрения на деятельность академика Ивана Павлова и его теорию высшей нервной деятельности.

В книгу включены избранные проповеди святителя — «О воскресении мертвых», «Почему не всегда исполняются молитвенные прошения наши», «Что есть жизнь вечная» и другие.

Цитаты

«Между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие. Все то, что происходит в душе человека в течение всей его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли и чувства, волевые акты, имеющие начало в сенсорных восприятиях, теснейшим образом связаны с жизнью духа. В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела. Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа, его направленность в сторону добра или зла».

«Жизнь тела и души можно сравнить с полной красоты и прелести жизнью виноградной грозди. Прекращается питание ее соками лозы, росой небесной, окропляющей нежный пушок сочных ягод, и остаются лишь выжимки, обреченные на гниение; но жизнь виноградных гроздьев продолжается в полученном из них вине. В него переходит все то ценное, прекрасное и благоуханное, что было выработано в живых ягодах под благотворным действием света и солнечного тепла. И подобно тому, как вино не портится, а продолжает жить собственной жизнью после смерти винограда, становясь тем лучше и драгоценнее, чем дольше оно живет, и в бессмертном духе человеческом продолжается вечная жизнь и бесконечное развитие в направлении добра или зла после смерти тела, мозга и сердца и прекращения деятельности души».



  1. Екатерина Каликинская. «Святитель Лука. Факты, документы, воспоминания»





Эта книга — биографическая. Автор ее — писатель и журналист, член Московского общества историков медицины. Книга была составлена автором на основе материалов для цикла передач о святителе Луке на радио «Радонеж». Для этого было привлечено множество исторических источников о жизни архиепископа, богослова, выдающегося хирурга и профессора медицины. Приводятся случаи из врачебной практики святителя, воспоминания современников, близких, пациентов. В работу также включены воспоминания внучатых племянников святителя Луки Николая и Юрия Сидоркиных, а также много фотографий из семейного архива, которые автору предоставили родственники святителя.

Цитаты

«Он следовал не только клятве Гиппократа, но и евангельским заповедям "Возлюби ближнего своего, как самого себя"».

«Владыка Лука несомненно сознавал, что дар его от Бога. Еще в самом начале своей деятельности, до принятия сана, он потребовал повесить в операционной икону и отказывался оперировать, когда ее убрали. Все трудные, виртуозно исполненные операции, закончившиеся успешно, невозможно объяснить только врачебным искусством хирурга».



  1. «Житие святителя Луки Крымского в пересказе для детей». Пересказ Тимофея Веронина, рисунки Евгения Подколзина





Святые люди — замечательные образцы для подражания. Читая об их жизненном пути, мы сами приобщаемся к миру святости, милосердия и добра. Святитель Лука — пример мужества, терпения и стойкости. Его житие рассказано простым и понятным языком и предназначено для детей старше 6 лет. Книга также подходит для семейного чтения.

Предлагаем прочесть небольшой отрывок:

Цитата

«Епископ Лука идёт тюремным коридором. Его ведут на прогулку во двор. Зима. Он в новеньком полушубке, который передали ему друзья. В каменных тюремных мешках не так зябко в этом полушубке. И вдруг за решетчатой дверью он видит худенького воришку, которого посадили в ледяной бетонный карцер. Посинелые губы дрожат на худом лице. Безнадежное отчаяние в глазах. Спокойно останавливается епископ, снимает свой тулупчик и просовывает его парню. Охранник что-то кричит, толкает Луку. Но что ему до этого? Ведь глаза парнишки, который уже закутался в теплый мех полушубка, зажглись добрым светом — может быть, впервые этот несчастный почувствовал, что его жалеют и любят».



  1. Екатерина Каликинская. «Один в поле воин»



«Один в поле воин» — это повесть, адресованная подросткам. Автор произведения — писатель и журналист Екатерина Каликинская — автор двух биографических книг о святителе Луке и циклов передач на радио «Радонеж». Каликинская рассказывает о детях разных поколений одной семьи, живших в очень непростой период нашей истории (1916–1996). На детство и юность одних пришлась Гражданская война, другие росли в 30-е годы ХХ века, третьи пережили Великую Отечественную войну, четвертые родились уже в послевоенные годы. Каждый из этих ребят пережил встречу со святителем Лукой (Войно-Ясенецким). Об этих судьбоносных встречах и повествуется в этой трогательной книге.

Цитата

«Даня кинулся в людской поток, пытаясь прорваться к арестованному — ему хотелось, чтобы тот его заметил, или хотя бы прикоснуться к краю его одежды, как прикасались к святым… Но мальчика все время отпихивали чьи-то потные руки и плечи, толкали, заворачивали, несли в другую сторону. Оказавшись далеко позади, вытесненный в душное темноватое здание вокзала, Даня заплакал, не стыдясь своих слез».


Чудо произошло в монастыре Св. Ефрема Сирина Кондариотского в греческом городе Катерини. В монастыре Св.Ефрема Сирина Кондариотского в греческом городе Катерини, в 10 минутах ходьбы от центрального шоссе, в часовне Святой Ирины Хрисоваланду находится образ, который виден на первом изображении, сообщает сайт «Голос Афона». На нём изображён русский святой Лука-врач, который был архиепископом Симферополя и Крыма. 5 марта 2014 года монастырь посетила группа румынских паломников. Во время пребывания группы в часовне три человека одновременно увидели, как икона святого прослезилась, а губы его сжались в знак сожаления. На второй иконе можно разглядеть увеличенный глаз святого.

Эти снимки были «схвачены» молодыми людьми, находившимся там, они и принесли их в монастырь. С тех пор образ Святого изменился, на двух других фото показано, как выглядит икона сейчас, глаз остаётся красным, как это видно на третьем снимке, а на четвертом видно всё лицо святого. «Мы надеемся и молимся святому ,жившему и умершему мучеником в местах не столь спокойных в наши дни, чтобы он посодействовал преобладанию мира и любви. Аминь», - говорится в сообщении на сайте.
Библиотека
Проповеди
Указы св. Луки
Аудио
Чудеса
Cтатьи и События

https://www.facebook.com/Фильм-Лука-Излечить-страх-1173328946017101/ - страница художественного фильма в социальной сети "Фэйсбук", содержащая новостные статьи о премьерах одноимённого фильма в Украине, Белоруссии и российских городах, фактах о деятельно фонде имени Святителя, воспоминания пациентов доктора-священника, ныне прихожан Церкви, видеоматериалы о конференциях духовенства в рамках "дней св. Луки" и прочая, и прочая.
Информация доступна лишь прользователям сети Фейсбук. Приведем лишь некоторые ссылки на архив новостей.
http://spiridon-nk.cerkov.ru/xf-izlechit-strax-rez...
рецензия на игровую кинокартину о жизни Святителя
https://www.facebook.com/pg/кадрыФильм-Лука-Излечить-страх-1173328946017101/photos/
кадры из фильма
https://l.facebook.com/l.php?u=http%3A%2F%2Ftvtamb...
http://tamlife.ru/news/kultura/201804181709051316.html
тамбовская премьера фильма "Излечить страх".
https://www.vestitambov.ru/new/v-mvts-dali-start-d...
духовная конференция памяти Святителя в Тамбове (видео)

https://pravoslavie.ru/94139.html -- "Святитель Лука и дочка Варвара" (Мирослав Бакулин о чудесном явлении святителя-доктора в детскую больницу, свидетельство о видениях)

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website