Там же, в Чите, Валентин Феликсович познакомился со своей будущей женой – Анной Васильевной Ланской. Семья уехала из Читы в Ташкент до окончания войны. Земским врачом Войно-Ясенецкий прослужил 13 лет. А в 1916 году защитил докторскую диссертацию о регионарной анестезии. Вскоре Войно-Ясенецкий начинает работу над книгой по чрезвычайно важной для того времени теме – "Очерки гнойной хирургии".
"Тогда, у меня появилась крайне странная неотвязная мысль: "Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа", – вспоминает он. – Быть священнослужителем, а тем более епископом мне и во сне не снилось". Думаю, Господь уберег его не только для того, чтобы он спасал людей, но и чтобы он был нравственным камертоном как для верующих, так и для неверующих
Осенью 1919 года жена Войно-Ясенецкого Анна умерла от туберкулеза. Их четверым детям было от 6 до 12 лет.
Случившееся укрепило религиозные взгляды Войно-Ясенецкого, человека и до этих событий глубоко верующего. В 1921 году, работая в Ташкенте, он принял сан иерея. А вскоре стал епископом, приняв имя апостола-евангелиста, врача и иконописца Луки. Он преподавал на медицинском факультете ташкентского университета, инициатором создания которого был (лекции читал в рясе с крестом на груди), работал в городской больнице и служил в местном соборе.
Памятник Войно-Ясенецкому в Красноярске – Я много думаю о логике развития жизни Луки, – говорит Геннадий Малашин. – Вот рождается мальчик, который ощущает в себе много талантов. Он мог бы стать прекрасным художником, но избирает удел земского врача. Именно земского: служение людям было заложено в нем изначально. А кругом революция, гражданская война, преследование веры со стороны советской власти – но именно в это время он берет на себя еще одно служение, духовное… Тюрьмы, конвейерные пытки, страдания, ссылки – все он пережил, однако избежал расстрела. Думаю, Господь уберег его не только для того, чтобы он спасал людей, но и чтобы он был нравственным камертоном как для верующих, так и для неверующих.
"Толпа легла на рельсы, желая удержать меня в Ташкенте" – Войно-Ясенецкий никогда не был оппозиционером, противником советской власти. Когда на одном из допросов его спросили, враг ли он "советам", он ответил, что если бы не был христианином, был бы коммунистом: считал, что христианские и коммунистические идеи во многом близки. Преследовали его только как священника, – рассказывает
Сания Маматова, директор краеведческого музея Большой Мурты, райцентра в Красноярском крае (здесь св. Лука отбывал свою третью ссылку).
Толпа народа легла на рельсы, желая удержать меня в Ташкенте
В первый раз Войно-Ясенецкого арестовали в 1923 году. Софию Сергеевну Белецкую, которая взяла на себя воспитание четверых его детей, и самих детей тут же выселили из квартиры и поселили в крошечной каморке, где пять человек смогли уместиться, только соорудив себе нары.
У самого Войно-Ясенецкого впереди было 11 лет тюрем и ссылок. Когда его из Ташкента перевозили в Москву (оттуда после допросов отправили к месту первой ссылки), поезд смог двинуться с места лишь с большим опозданием.
"Как я узнал только через долгое время, поезд не мог двинуться по той причине, что толпа народа легла на рельсы, желая удержать меня в Ташкенте, но, конечно, это было невозможно", – пишет Войно-Ясенецкий. Первая ссылка, с 1923 по 1926 год, – это путь через Красноярск на север, в Енисейск, затем в деревню Хая под Богучанами, в Туруханск, в станок Плахино за Северным полярным кругом…
"В Красноярске нас посадили в большой подвал двухэтажного дома ГПУ. Подвал был очень грязен и загажен человеческими испражнениями, которые нам пришлось чистить, при этом нам не дали даже лопат. Рядом с нашим подвалом был другой, где находились казаки повстанческого отряда. Имени их предводителя я не запомнил, но никогда не забуду оружейных залпов, доносившихся до нас при расстреле казаков", – пишет Войно-Ясенецкий. Людей хирург Войно-Ясенецкий продолжал лечить и во всех своих ссылках, и по пути к ним.
"Об этом пути я мало помню, не забуду только операции, которую мне пришлось произвести на одном из ночлегов крестьянину лет тридцати. После тяжелого остеомиелита, никем не леченного, у него торчала из зияющей раны в дельтовидной области вся верхняя треть и головка плечевой кости. Нечем было перевязать его, и рубаха, и постель его всегда были залиты гноем. Я попросил найти слесарные щипцы и ими без всякого затруднения вытащил огромный секвестр" К Войно-Ясенецкому люди обращались за помощью везде. Но его приезд в Енисейск произвел, по выражению самого св. Луки, "очень большую сенсацию". Началось все после того, как он прооперировал братьев-близнецов, слепых с рождения,
– удалил им врожденную катаракту и сделал мальчиков зрячими. Слава об удивительном враче разнеслась и по городу, и за его пределами, и вскоре пациентов, желающих попасть к Войно-Ясенецкому, оказалось так много, что пришлось вести их запись, очередь растянулась на полтора месяца вперед (а ведь в Енисейске св. Лука и пробыл всего три месяца, с января по март 1924-го). Операции он делал разные: на глазах, на костях, по удалению опухолей, гинекологические, одновременно принимал пациентов и у себя дома.
По некоторым
свидетельствам, такая популярность врача-священника настораживала местные власти и вызывала зависть коллег (говорят, енисейские медики даже проверяли, сколько берет Войно-Ясенецкий со своих многочисленных пациентов – оказалось, не берет ничего). Все это и стало причиной высылки св. Луки в Туруханск, а оттуда (и по тому же поводу) – за Полярный круг, в Плахино. Но со временем появляются документы, подтверждающие: все не так однозначно.
– Недавно к нам попал протокол заседания Енисейского уездного исполкома. Заседание постановило: подать "ходатайство перед губисполкомом и губернским отделом ГПУ об оставлении в Енисейске ссыльного хирурга-профессора Ясенецкого-Войно, высылаемого в Ангарский край, ввиду отсутствия в Енисейске и уезде опытных врачей и совершенного отсутствия профессоров". Значит, вовсе не стремились местные власти избавиться от врача-священника, совсем наоборот, – рассказывает
Вера Тимошенко, заведующая музеем Красноярского медицинского университета имени Войно-Ясенецкого.
На допросах я скоро убедился, что от меня хотят добиться отречения от священного сана
Однако ходатайство удовлетворено не было. И причиной тому стала не ревность коллег и даже не то, что удивительный врач был одновременно и духовным лицом, и ссыльным.
– Когда в декабре 1923 года св. Луку привезли в Сибирь в арестантском вагоне, здесь было пепелище в смысле духовной жизни. Царствовали обновленцы – церковное движение, которое поддерживалось партийными и карательными органами. Оно возникло еще до революции, но в 20-е годы его суть свелась к тому, что оно под видом якобы необходимых церкви перемен фактически декларировало поддержку советской власти, – рассказывает Геннадий Малашин. – Церковь невозможно было разом искоренить, закрыть все храмы – народ бы этого в 1920-е годы сделать не дал. Но если нельзя взорвать храмы извне, значит, надо попытаться взорвать церковь изнутри. По сути, обновленчество было попыткой советской власти получить контроль над церковью. Народ же относился к обновленцам настороженно, и часто люди просто переставали ходить в храмы, в которых они заправляли. А других не было.
В 1923–1925 годах, продолжает Малашин, на всю Сибирь осталось всего два канонических архиепископа. На юге, в Минусинске, Димитрий Вологодский. На севере – ссыльный хирург-священник Лука Войно-Ясенецкий. Об "опасности" последнего сообщается, в частности, в доносе, приобщенном к уголовному делу Войно-Ясенецкого. Донос в ГПУ написал некий Иван Петрович Королев, сторонник обновленчества и агент ЧК. Ладно Димитрий Вологодский – он уже глубокий старик, пишет Королев. А вот Лука Войно-Ясенецкий, который своими проповедями и даром целительства может и неверующих убедить, – вот его бы хорошо отправить из Енисейска куда подальше. В Туруханск, и побыстрее.
С глаз долой (то есть за Полярный круг, в Плахино) его поспешили выслать и из Туруханска. Уполномоченный ГПУ все добивался от Луки, чтобы тот, если желает врачевать, сложил с себя священнический сан. Не добился…
"В начале Великого поста в Плахино приехал нарочный из Туруханска и привез мне письмо, в котором уполномоченный ГПУ вежливо предлагал мне вернуться в Туруханск, – пишет Войно-Ясенецкий. – Я не понимал, что случилось, почему меня возвращают в Туруханск, и узнал только вернувшись туда. Оказалось, что в туруханской больнице умер крестьянин, нуждавшийся в неотложной операции, которой без меня не могли сделать. Это так возмутило туруханских крестьян, что они вооружились вилами, косами и топорами и решили устроить погром ГПУ и сельсовета. Туруханские власти были так напуганы, что немедленно послали ко мне гонца в Плахино. Это мое второе пребывание в Туруханске длилось восемь месяцев". "Куда меня ни сошлют, везде есть Бог" Когда Войно-Ясенецкий вернулся из сибирской ссылки в Ташкент, его не восстановили на работе ни в созданном им университете, ни в городской больнице. Прием пациентов он вел у себя дома – принимал до четырехсот человек в месяц. И продолжал работать над книгой "Очерки гнойной хирургии". А весной 1930 года был арестован во второй раз.
"На допросах я скоро убедился, что от меня хотят добиться отречения от священного сана", – пишет Войно-Ясенецкий
За арестом последовала вторая, архангельская ссылка, продлившаяся до 1933 года.
Я предполагал перерезать себе височную артерию, приставив к виску нож и крепко ударив по спинке его
– Ему власти неоднократно предлагали "одуматься". Одним из первых говорил ему об этом Киров – предлагал дать на востоке страны любой медицинский институт под его начало: работайте, профессор, только снимите рясу. И такие попытки делались неоднократно, – говорит Геннадий Малашин. – Сам же Лука вспоминает, что из ссылки вернулся больным, уставшим человеком и попросился в Ташкенте в штат в университете, чтобы заняться в первую очередь медицинской деятельностью, закончить главный свой труд "Очерки гнойной хирургии". Книга была издана в 1934-м, и до того момента, как ее изъяли из всех библиотек Советского Союза, успела оказать огромную помощь врачам.
Из библиотек "Очерки гнойной хирургии" были изъяты после третьего ареста Войно-Ясенецкого, в июле 1937 года. Самые страшные воспоминания в его книге связаны именно с этим периодом.
"Был изобретен так называемый допрос конвейером, который дважды пришлось испытать и мне. Этот страшный конвейер продолжался непрерывно день и ночь. Допрашивавшие чекисты сменяли друг друга, а допрашиваемому не давали спать ни днем, ни ночью. Я начал голодовку протеста и голодал много дней. Несмотря на это, меня заставляли стоять в углу, но я скоро падал на пол от истощения…. От меня неуклонно требовали признания в шпионаже, но в ответ я только просил указать, в пользу какого государства я шпионил. На это ответить, конечно, не могли. Допрос конвейером продолжался тринадцать суток, и не раз меня водили под водопроводный кран, из которого обливали мою голову холодной водой.. <…> Я предполагал перерезать себе височную артерию, приставив к виску нож и крепко ударив по спинке его… <…> Потерпев фиаско со своим почти двухнедельным конвейером, меня возвратили в подвал ГПУ. Я был совершенно обессилен голодовкой и конвейером, и, когда нас выпустили в уборную, я упал в обморок на грязный и мокрый пол. В камеру меня принесли на руках. На другой день меня перевезли в "черном вороне" в центральную областную тюрьму. В ней я пробыл около восьми месяцев в очень тяжелых условиях". Конвейерный допрос Войно-Ясенецкого был повторен еще раз. Однажды во время допроса не выдержал и заснул сам чекист. В это время в кабинет зашел начальник отдела и разбудил его. Проштрафившийся сотрудник, чтобы исправить ситуацию, начал избивать Войно-Ясенецкого ногами…
Признаний в шпионаже, которых от него добивались, Валентин Феликсович не дал. В марте 1940 года 63-летнего Войно-Ясенецкого отправили в третью ссылку, в поселок Большая Мурта, в 120 километрах от Красноярска. Ссыльных из Красноярска в Мурту везли на телегах. Привезли уже глубокой ночью. Первое место, куда отправился хирург Войно-Ясенецкий после прибытия в поселок, – местная больница. Она как раз стояла (да и сейчас стоит) на въезде в Большую Мурту.